Скутер-Клуб СПб

rdvl.gif (573 bytes)

Работа с пластиковой облицовкой

rdvl.gif (573 bytes)

Молодые таланты,

или как из ничего сделать новую морду

Чем внешне отличаются спортбайки начала 90-х годов от современных моделей? Более рубленными формами, тупой мордой и отвислым задом (может кому-то это показалось бы верхом совершенства, но я был другого мнения). После того как я хорошенько приложил свою многострадальную Каву ZXR-750 1989 года на картодроме в Мытищах, ее морда восстановлению поддавалась с трудом. Она была разбита на много мелких кусков, которые уже в свою очередь были склеены ранее. Поковырявшись со склеиванием старых кусков в одно целое с помощью эпоксидного клея и стекловолокна с разными наполнителями, у меня начала вырисовываться идея создания совершенно нового переднего обтекателя. А тут как раз, будучи в гостях у ребят из Ультра Си, я заметил в лежащий без дела в углу носовой обтекатель для нового ZX-9 - и мысли по поводу создания нового лица для моей кавы начали принимать осмысленное очертание. Заполучив на пару дней морду от ZX9, я решил снять с нее слепок для использования в моих дальнейших творениях. Я был много наслышан о копировании обтекателей с помощью стеклоткани и эпоксидного клея, но никогда не видел процесса и даже не представлял, как это все происходит. Признаюсь, человек я достаточно ленивый, и идея ваять матрицу с морды ZX9 меня не вдохновляла, поэтому я тупо обтянул ее пищевой пленкой и начал мазать все это эпоксидным клеем, чередуя слои стеклоткани. Дав всему этому ужасу застыть, я, отодрав созданную конструкцию, получил слепок с верхней части морды ZX-9. Возвращая морду в Ультра-Си, я в качестве отрезания путей отступления от этой затеи купил поношенное и поцарапанное стекло от такого же ZX-9.

Итак, творческий процесс продолжился. Дальнейший план заключался в том, что мне надо было совместить старые боковые обтекатели от Кавы с новой мордой, и поэтому нижние части старой морды должны были оставаться без изменений и служить переходом от одной конструкции к другой. Так как морда у девятки скошена под бОльшим углом, чем у моей старой семерки, я просто наложил новую на старую и сразу увидел дальнейший путь действий: изготовить переход между новым верхом и старым низом из чего-нибудь подручного и снять слепок уже со всего вместе...

Тут у меня случился творческий кризис, и идея использовать Макрофлекс для продолжения работы пришла не сразу, а через неделю-другую. Дальше все пошло как по рельсам. Хорошенько закрепив слепок с морды ZX9 на старой морде ZX7 и совместив их по дыркам от стекол, я залил место перехода строительной пеной "Макрофлекс", а потом начал обрабатывать застывшую пену острым ножом. Этот процесс трудно описать словами без фотографий, однако в тот момент ни я, ни наблюдавшие за моими ковыряниями на разных стадиях процесса друзья не предполагали, что из всего этого получится что-нибудь путевое. Итак, сделав плавный переход от морды девятки в нижнюю часть семерки, я получил нечто, отдаленно создающее представление о будущем "лице" моего мотоцикла. Дальше я опять поленился и не стал делать матрицу, а сразу стал мазать конструкцию эпоксидным клеем и класть слои стеклоткани (именно поэтому новая морда получилась несколько больше, чем у реальной девятки, и лобовое стекло встало потом не совсем плотно). Положив слоев 5-6 и дав всему этому хорошо просохнуть, я попытался разобрать конструкцию, но так как эпоксидный клей оказался штукой зверски липкой, то получить новую морду без разрушения "донора" (склеенной старой) не представлялось возможным.

Итак, наконец-то в руках я держал основу того, из чего я предполагал получить замену старой и несовременной морде свой семерки. Дальше следовал длительный процесс вышкуривания и накладывания заплаток в местах, где эпоксидка плохо смочила стеклоткань и получились пузыри, однако в общем вся конструкция выглядела достаточно прочной и гибкой. Хотя изначальная идея не предусматривала установку фар в новую морду, и я хотел сделать ее "чиста спортивной", уже не помню на каком этапе я все-таки решил, что фары нужны. Старые большие и круглые фары совсем не вязались с новым обличием байка, и я занялся поисками новых идей. Сначала предполагалось воткнуть в морду тупо две противотуманки-линзы для автомобиля, но зная, как они светят, показалось, что понтов будет много, но дорогу они освещать скорее всего не будут. Так как по жизни и по работе я связан с ремонтом автомобилей Мазда, то на глаза постоянно попадались разные детали от этих машин, которые можно было применить в процессе. Прошлая зима была богата на аварии, и у нас скопились несколько разбитых, но с целыми внутренностями фар от Мазды 626. Дело в том, то ближний свет у модели 1992 года дает небольшая линза, установленная в фаре, а дальний уже рождается как в обычных машинах - просто отражателем. Разобрав остатки фар, я заполучил два элемента с линзами от правой и левой фар и, поковырявшись немного, соединил их в “двуглазый” блок, который в дальнейшем должен был послужить фарами ближнего света для моего моциля. Предполагалось, что дальнего света в нем не будет.

Многие, наверное, видели ZX-7 90-х годов и спрашивали, зачем ему две трубы воздухозаборников, идущие в бак. На самом деле эти трубы проходят сквозь бак и осуществляют обдув двух катушек зажигания, находящихся под баком. Итак, мне предстояло каким-то образом вживить в новую морду отверстия воздухозаборников. Дааа, это было смешно. Примерно прикинув я врезал в морду два пустых баллона из-под WD40, имеющихся у нас в изобилии, и залил их с обратной стороны тем же эпоксидным клеем. Срезав потом горлышки и донышки баллонов, я получил направляющие трубы для будущих воздухозаборников. Ну, а остальное было просто. Не парясь особо по поводу "неидеальной гладкости поверхности" (все равно навернешься и все обдерешь), я выровнял поверхность шпатлевкой Body со стекловолокном в качестве наполнителя (в народе- "волосатая"), вышкурил, покрыл все это грунтом для пластика, опять вышкурил, ну и, наконец, покрасил все это уже давно имевшейся автомобильной краской Sikkens моего любимого ядреного Кавасаковского цвета. В давершение приведения моциля в современный вид я подрезал задние обтекатели, казавшиеся мне уж очень страшно и старо выглядевшими, и, как мне кажется, попка у ZX7 стала намного изящней и легче.

(с) F.I.B.S.

rdvl.gif (573 bytes)

Ремонт пластиковой облицовки

Пластиковая облицовка скутера, к сожалению, не отличается особой прочностью. Битая обшивка - типичная ситуация после падения. Но не надо расстраиваться - впереди много часов интересной работы - и скутер будет как новый.

(Кто не работал с эпоксидной смолой, найдет здесь полное руководство. Кто работал, может быть, найдет интересные тонкости)

Итак, что нужно для работы:

  1. Эпоксидная смола, отвердитель. (Вполне пойдет эпоксидный клей ЭПД из хозяйственного или авто-магазина)
  2. Лента серпянка, метров пять (в любом стоительном магазине) или стеклоткань (смотри ниже). На самый крайняк - прочная ткань.
  3. Касторовое масло (в загородной аптеке, в Москве, увы, - касторка в капсулах) - желателно.
  4. Ацетон
  5. Напильник, водостойкая наждачная бумага (грубая, средняя, мелкая)
  6. Виниловая изолента (не матерчатая !!!) или скотч.
  7. Полиэтиленовая посуда, деревянные палочки, оструганые "под отвертку".

для финишных работ потребуется

  1. Полиэфирная шпаклевка
  2. Специальный грунт для пластика (аэрозоль).
  3. Автоэмаль (аэрозоль).

Также, настоятельно рекомендуются:

  1. резиновые перчатки (а то будет как в "Полицейской академии" :-))
  2. респиратор или марлевая повязка, на крайняк - чистое полотенце (пластиковая пыль - страшная вещь!)
  3. спирт или водка (самому отмываться от смолы)
  4. куча чистых тряпок (для того же)
  5. упругий сверток типа подушки, пойдет старая свернутая куртка или пальто. (зачем - см. ниже)
  6. в конце - пару бутылок пива (optional)

 1. Подготовим поверхности.

Пока родителей нет дома, снятый пластик тащим в душ и моем с простым стиральным порошком в горячей воде. Вязкую масляную грязь лучше смыть растворителем (не бензином)  перед этим поцессом - иначе ванна или душевая кабина сильно пострадают. Далее вытираем (можно папиным полотенцем) и сушим. После этого, вооружившись мощной лампой, осматриваем поверхность. Обычно, повреждений оказывается больше, чем это было видно до мытья и при дневном свете.

Для начала определимся в типах повреждений. Обычно бывает четыре типа: микротрещины, мелкие и крупные трещины, сколы на краях, и крупные отколотые части (например, при падении или столкновении). Микротрещины и мелкие трещинки сразу отмечаем фломастером - потом их можно случайно не заметить. Поврежденные места тщательно шкурим мелкой шкуркой, затем обезжириваем ацетоном. Не игнорируйте этот процесс - это действительно сказывается на прочности склейки.

Отдельная песня - сколы на краях и углах. Берем виниловую изоленту и клеим ее с НАРУЖНОЙ стороны обшивки на место скола, как-бы создавая опалубку для смолы . Матерчатую изоленту использовать нежелательно - она намертво схватится со смолой, и потом ее придется сошкуривать. Не надо стараться точно воссоздать форму отбитого кусочка - потом это сделает напильник и полиэфирная шпаклевка. Крупные осколки ставим на свои места, приклеив их скотчем (скотч - с НАРУЖНОЙ стороны!). Мелкие фрагменты можно выложить мозайкой на скотче (в puzzle играли?), а уже затем ставим на места. В принципе - все. Приготовим смолу и серпянку.

 2. Готовим смолу.

Берем баночку со смолой и ставим ее в теплую воду на несколько минут - тогда ее будет легче выливать из банки. Берем посудинку (я использую пластиковую крышку от кофе Nescafe Gold :-)) и льем в нее смолу. Добавляем отвердитель из расчета 1 часть отверд. на 10 частей смолы и очень серьезно перемешиваем деревянной палочкой. Далее вливаем 1-3 части касторового масла и опять мешаем (смесь сразу станет мутной - не пугайтесь). Касторовое масло желательно, но не является необходимым - она служит пластификатором, т.е. после застывания масса становится более упругой и лучше держит вибрации.

Смолу можно немного разжижить, плеснув в нее перед смешиванием немного ацетона. Не переберите с отвердителем - смесь может вспениться, и придется начинать все сначала. О количестве. Состояние смеси, пригодное для склейки, держится от 2 до 4 часов (в зависимости от температуры воздуха и кол-ва отвердителя). Поэтому мешайте столько, сколько сможете использовать за 2 часа. Будет мало -  намешаете еще.  

И еще - ВСЕ делайте в резиновых перчатках. Смола - Суперклей с большой буквы, и Ваши руки для него не исключение. На всякий случай, в первые 3-4 часа отмыть руки можно ацетоном, а лучше всего - спиртом или водкой (если не жалко :)). Позже - придеться шкурить (почти шутка...).

 
 3. Клеим !!!

Дайте готовой смоле отстояться минут 10-15, чтобы вышли пузырьки воздуха - они вредны. Все действо происходит со ВНУТРЕННЕЙ (не лицевой) стороны обшивки.

Микро- и мелкие трешины.

Тут просто. Обильно мажем смолу на подготовленное (см.выше) место и тщательно втираем в трещинки. Сверху кладем кусочек серпянки, также мажем ее сверху и втираем в нее смолу. Кусочки серпянки должны хорошо пропитаться и перекрывать друг-друга (можно крест-накрест). Двух-трех слоев серпянки тут достаточно.

Средние и крупные трещины.

Тут все ответственно. Тоже мажем, тоже втираем в трещины. Тоже серпянка, только в 4-6 слоев, перекрывающих друг-друга. Ширина шва склейки 5-10 см. Можно дать один слой с лицевой стороны. В сильно нагруженых местах лучше, если вместо серпянки использовать стеклоткань (кроме лицевой стороны).  

Сколы на углах и краях.

Мажем изоленту и прилегающий пластик смолой. Серпянкой в несколько слоев делаем что-то вроде заплатки на дырке. Не сремитесь полностью залить смолой щель между серпянкой и изолентой - все равно часть смолы вытечет. Позже, эта "выбоина" уйдет под шпаклевкой.

"Мозаика".

Сидящие мозаикой осколки на скотче, аккуратно, чтобы не повредить "узор", мажем смолой и втираем в трещины. Можно налить чуть разжиженой смолы, и подождать, пока она сама впитается в трещины. Серпянка (или, тут лучше стеклоткань) очень аккуратно кладется большими заплатами в 3-4 слоя. Надежнее сделать это в два этапа - сначала заливаем смолой, а спустя 16-20 часов, клеим стеклоткань. Старайтесь избегать пузырьков воздуха и пустот. Не экономьте на смоле (но и сильно не увлекайтесь) - мы НЕ КЛЕИМ в прямом смысле этого слова (где, чем тоньше слой клея, тем лучше), а ДОБИВАЕМСЯ МОНОЛИТНОГО куска.

Пока все! Теперь пьем первую бутылку пива, поминаем добрым словом Док.Коллапса, и идем отдыхать.
 
После всех операций, выдеживаем все наше хозяйство в течении 24 часов при температуре 18-25 градусов. Температура не критична, но следует помнить, что время отвердевания увеличивается при низкой, и уменьшается при высокой температуре. Нетерпеливым можно посоветовать духовку при 50-80 градусах. Главное - чтобы сам пластик и скотч  выдержали. В таком режиме полное отвердевание длится 12-14 часов.  

Внимание! НЕлипкая поверхность - не факт, что все отвердело.

 

 4.Опять готовим поверхность.

 День второй. Был день и была ночь. Осматриваем содеяное прошлым днем. Правильно склееные детали должны быть монолитными на ощупь, прочными, в общем, внушать доверие. Приступаем ко второй фазе работы.

Если прошлой части мы добивались прочности и "склеености", то сейчас мы заботимся уже о внешнем виде нашего скуттера (навернувшийся спортбайк, как правило, ремонту уже не подлежит, чoппер пластика не имеет вообще, жалкая облицовка эндуро из жирной пластмассы и не крошится, - следовательно ремонту подлежат только скуттера). Начнем...

Полиэфирная шпаклевка - двухкомпонентная субстанция, продается в автозапчастях. По хим.составу и прочности подобна эпоксидной смоле, непрозрачна, может иметь цвет, пахнет винилом. Идеально подходит под наше мероприятие. Я использую совковую, стоит 20 р. на авторынке, упакована в жестяную банку с высокой крышкой (под крышкой - тюбик отвердителя). Классная вещь, рекомендую. Буржуйские ничем не лучше, но стоят 60-80 р. Также, потребуется напильник, шкурка разного калибра, респиратор (вспомните потом мои слова), и тот самый загадочный моток из куртки или старого пальто.

Как я знаю, плоской обшивки у скутеров не бывает. Поэтому, чтобы не повредить обшивку еще раз, уже  своими руками, надо правильно расположить пластик на столе. Кладем на стол моток из любой куртки или пальто и сверху надеваем деталь обшивки, например передний обтекатель. Тряпье принимает форму детали и равномерно принимает все нагрузки от наших рук.

 На лицевой поверхности видны подтеки смолы из трешин. Это хорошо - значит смола точно попала внутрь трещин. Снимаем изоленту. Одеваем респиратор, и аккуратно, сначала напильником, а затем шкуркой удаляем подтеки. Также снимаем все задиры и швы "под ноль". Далее, мелкой шкуркой тщательно шлифуем всю лицевую поверхность. Затем приготовливаем шпаклевку (по инструкции, там все просто). Помните про перчатки. Время схватывания оной - максимум 20 минут, поэтому готовим понемногу и непосредственно перед работой. Шпателем (удобно использовать пластинку из толстой жесткой резины) выравниваем все вмятины и неровности. Лунки и ямки на бывших сколах заполняем шпаклевкой как-бы "с горкой". После первого прохода ждем около часа, и смотрим, что получается. Где взяли лишку - сошкуриваем, недобор - дошпаклевываем. Когда показалось, что все закончено, даем выдержку часов на 12. Шпаклевка должна затвердеть окончательно. Затем шлифуем все "нулевкой". Поверхность должна быть гладкой на ощупь и иметь идеальную форму. Надоело? В принципе, теперь можно покрасить краской из балончика и спать спокойно.

Ниже - для ценителей и просто неленивых людей.
 
Грунт специально для пластика. Создает прочную основу для краски и высвечивает неровности после шпаклевки. Продается в банках или аэрозольной упаковке. Обычно темного цвета. Предпочтем аэрозоль.

Тонким слоем наносим на поверхность. Главное хорошо начать и закончить. Делается так: хорошо взболтав,
до стука шариков в баллоне, начинаем распылять грунт на кусок картона, и плавно, но быстро переводим струю грунта на окрашеваюмую поверхность. Старайтесь не лить много - будут подтеки. Закончив, переводим струю на картон и только после этого отпускаем кнопку балончика. Таким образом, вы не получите "плевка" грунта в начале и конце распыления. Распылять надо с 20-30 см и под прямым углом к поверхности. (Та же технология относится к любой краске и грунтам, которые требуют распылкения). Даем просохнуть и смотрим на результат. Сразу проявляются все мелкие неровности и дефекты, не заметные ранее. Выступы сошкуриваем, впадины также шкурим и шпаклюем. После исправления, грунтуем повторно. И так до тех пор, пока все неровности не будут устранены. Закончив, даем просохнуть около суток.

Окраска. Оптимально - отдать в покраску в автосервис. Там специальное оборудование и гемороя меньше. Но нас радует процесс. Извольте. Рекомендовать какую-либо краску не буду. Дело вкуса и опыта. Замечу только, что любой метталик "фирменно" выглядит при "самопальном" нанесении из балончика. Благо, сейчас его бывает до 30 цветов и оттенков. Наносить надо очень тонкими, "прозрачными" слоями, но несколько раз, давая полностью высохнуть каждому слою. Лучше это делать при температуре 18-20 градусов. После покраски дайте как следует просохнуть и, после, пройдитесь по обновленной "скорлупе" автополиролью. Далее следует заключительная бутылка пива.
 
 Вот собственно и все... 

 Примерная смета на материалы для  тотального ремонта всех элементов (Цены авторынка у пл.Окружная)  

  1. Смола ЭПД - 25 руб.
  2. Серпянка - 13 руб.
  3. Шкурка - 4 руб/лист
  4. Ацетон - 12 руб.
  5. Шпаклевка - 20 руб.
  6. Грунт - 140 руб/балончик
  7. Краска "метталик" - 110 руб/балончик
  8. Перчатки силиконовые с подкладкой (удобные!) - 18 руб
  9. респиратор - 20 руб
  10. пиво "Балтика"  №3 - 7 руб

Выходит около 30 баксов. Сравните со стоимостью нового комплекта облицовки в магазине..... и одевайте перчатки!

Текст: Dr_Collapse

rdvl.gif (573 bytes)

Хотите опубликовать свою статью?

-

ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ?

НАЗАД   НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

13-10-2003 © Владимир В. Федоров, Санкт-Петербург.

Есть комментарии? Пишите мне: bbird@mail.ru

Hosted by uCoz