Скутер-Клуб СПб

rdvl.gif (573 bytes)

Анаэробные клеи

rdvl.gif (573 bytes)

Размышляя над очередным номером журнала «Мото» (рубрика «РемЗона»), и припоминая предыдущие публикации, я решил написать статью о ремонте мотоциклов с помощью клеевых технологий.

Беспомощность (точнее, неинформированность) наших умельцев, а также советы журнала «Мото», опираются в основном на технологический опыт наших дедушек. А если когда и пишут о «новинках» химии, то обычно приводят дословно параграфы из достаточно безграмотной инструкции по применению.

Клеевые технологии фирмы LOCTITE и их практическое применение в России

При ремонте любого мотоцикла, отечественного, иностранного, антиков и другой техники, мы сталкиваемся с такими проблемами, как поиск, использование и оплата:

Кроме того, есть еще проблемы:

Наши умельцы, обходясь немногим, либо путем лазанья через забор оборонных предприятий, научились добиваться многого. Затратный механизм таких ремонтов трудно себе представить, даже деньги и натурообмен не заменят потерянного времени очередного мотосезона. Клеевые Технологии (в дальнейшем КТ), о которых здесь пойдёт речь, свалились не с Луны, и в отечестве нашем делали и делают подобное, но купить можно либо бочку (мелкие фасовки практически не достать), либо, достав нечто, Вы не будете знать точную технологию применения. Поэтому будем опираться на то, что можно купить сейчас или заказать, т.е. на КТ фирмы LOCTITE и её продукты. Для удобства я буду обозначать проблемы и их решение, а пытливый читатель сможет развить и продолжить...

Тема 1: Фиксация винтов, гаек, анкерных болтов, шпилек

Часто возникающая проблема при эксплуатации отечественного мотоцикла при ежедневных поездках – отвинчивание или отворачивание любого крепежа. Обязательным ритуалом для грамотного мотоциклиста перед поездкой стал осмотр и протяжка всего резьбового крепежа. Плюс проблемы, возникающие при демонтаже: срезание резьбы, износ резьбы, прикипание.

Способы, применяемые заводами, стары как мир: пружинные разрезные  «шайбы Гровера», корончатые гайки, контргайки, фиксация листовым металлом и, как исключение, гайки с пластиковыми контрящими элементами.

Для владельца иностранного мотоцикла проблемы могут возникнуть иные. Крепёж не откручивается, но после ТО или ремонта почему-то начинает «гулять». Дотошный мастер, может быть, обратит внимание на то, что концы резьб болтов покрыты затвердевшим составом голубого, жёлтого или красного цвета - притом отвернуть некоторые болты было очень непросто, а то и невозможно без срыва резьбы, обрыва головки и т.д.

Этот момент и является определяющим. На заводе был использован анаэробный клей-фиксатор резьбы. Что значит анаэробный? Такие клеи отверждаются в отсутствии кислорода, в ничтожно малом зазоре резьбовых пар и обеспечивают 100 % заполнение и герметизацию.

Обычно фиксаторы резьб отличаются по цвету. Цвет говорит о контрящем усилии, которое нужно применить для демонтажа. Например, красный цвет клея значит, что демонтаж без сильного нагрева невозможен (без опасности поломки болта или срыва граней). Для демонтажа таких соединений следует применять термическое разрушение (например, паяльной лампой).

Для металлических винтов, анкерных болтов и шпилек с антикоррозийной обработкой (слегка смазанных маслом, оцинкованных, хромированных)

ЛОКТАЙТ 222 - маслостойкий фиксатор резьб, пурпурный флюоресцирующий цвет

ЛОКТАЙТ 243 - маслостойкий фиксатор резьб, голубой флюоресцирующий цвет

ЛОКТАЙТ 262 - фиксатор резьб, красный флюоресцирующий цвет

 

Время окончательного отверждения: на стали - до 24 часов, на цветных металлах - до 5 минут. Время фиксации - 15-30 минут. Диапазон эксплуатационных температур: от-550С до +1500С. В зависимости от типа анаэробика прочность на сдвиг лежит в пределах 1-15 Н/мм2.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

Сильно замасленные и смазанные винты очищать ЛОКТАЙТОМ-СУПЕРКЛИН (быстросохнущим растворителем). ЛОКТАЙТ-ФИКСАТОР нанести на первые 5-10 мм резьбы, завернуть и затянуть. При наличии глухих отверстий нанести ЛОКТАЙТ-ФИКСАТОР в нижнюю треть отверстия так, чтобы продукт при завинчивании винта, анкерного болта, шпильки распределялся бы вдоль хода резьбы

 

Тема 2: Взаимное крепление деталей типа «вал-втулка»

Между взаимно соединяемыми деталями вследствии шероховатости контактирующих поверхностей неизбежно остаются промежуточные пространства, в результате чего фактическая площадь контакта (даже в случае прессовой посадки с натягом) не превышает 25-35 % от общей площади поверхности. Применение же анаэробных клеев обеспечивает 100% контакт и значительно снижает требования к качеству их предварительной механической обработки.

В настоящее время выпускается около 20 разновидностей анаэробных клеев для крепления деталей типа «вал-втулка», в том числе:

В зависимости от вида анаэробика и типа соединения достигается статическая прочность:

При этом контактная прочность достигается через 5-30 минут, функциональная прочность через 45 минут, а окончательная прочность достигается через 3 часа, см. таблицу.

Стоимость различных способов соединения пары «вал-втулка»

с целью передачи крутящего момента

Способ соединения

Относительные производственные затраты, в %

Дополнительные требования к способу соединения, повышающие его стоимость

с анаэробным клеем

100 %

нет

с прессовой посадкой

130 %

  • повышенное качество обработки поверхностей контакта;
  • более узкое поле допусков;
  • повышенная прочность материала деталей;
  • нагрев деталей перд посадкой;
  • избыточные (с запасом) размеры втулки.
с призматической шпилькой

460 %

  • повышенное качество обработки поверхностей контакта;
  • более узкое поле допусков;
  • аксиальное фиксирование;
  • фрезерование канавок на валу и втулке;
  • избыточные (с запасом) размеры деталей.
шлицы

630 %

  • повышенное качество обработки поверхностей контакта;
  • более узкое поле допусков;
  • аксиальное фиксирование;
  • изготовление шлицев;
  • поверхностная закалка.

Пример (для представляющих себе устройство автомобиля и то, какие возникают нагрузки в узле дифференциала): при разработке дифференциала автомобиля «Рено9» отказались от крепления ведущей стальной шестерни (венца) к чугунному корпусу с помощью болтов (8 штук!) и применили анаэробик № 14486. Этим достигли следующих результатов:

В результате добились следующих результатов:

Были получены следующие преимущества:

О возможном применении:

Анаэробики применяют при изготовлении однотрубных рам горных велосипедов (о мотоциклах мне ничего не известно). В отечественном «Чопперостроении» изготовление рамы сопряжено с определёнными трудностями, такими, как соблюдение точной геометрии рамы, отсутствие условий для ее термообработки.

Анаэробик № 603, 638, 648, 620. Если изготовить только узловые соединения, а рамные трубы ставить на анаэробике, можно добиться прочности соединения аналогичному сварке и выше, с возможностью юстировки при монтаже. Возможность изготовления хребтовых одно-трубных рам с тонкостенной трубой большого сечения. Для демонтажа можно отжечь соединение паяльной лампой.

Анаэробик № 603, 648, 620, для фиксации валов в подшипниках коробки передач и устранение биений валов. Устранение фреттинг-коррозии пары «вал-втулка». При восстановлении провернувшихся коленвалов 2-х тактных двигателей (в том числе и антиков), тепловой режим +1500 , +2300С. Достижимая прочность выше, чем при посадке с применением нагрева втулки и охлаждения жидким азотом вала! Склеенные детали ведут себя как единое целое. Открывается широкое поле для экспериментов, например для установки подшипников в коленвалах, разборка и сборка коленвала в условиях гаража и т.д.

Использованные материалы:

Правка, верстка и дизайн статьи - (С) 2000 BlackBird

-

ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ?

НАЗАД   НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

13-10-2003 © Владимир В. Федоров, Санкт-Петербург.

Есть комментарии? Пишите мне: bbird@mail.ru

Hosted by uCoz