Скутер-Клуб СПб

-

YAMAHA JOG ARTISTIC SPEC

-

Автор текста и фото - Владимир В. Федоров

Редакция 2 - расширенная и дополненная

Yamaha Jog - машинки, несомненно, популярные, и при том весьма удачные. Множество их (особенно модели 1990-1996 годов) ввозится в Россию из Японии после эксплуатации тамошними домохозяйками и офисными клерками, часто в очень хорошем состоянии по низким ценам.

Yamaha Jog Artistic Spec

Мой личный аппарат - Yamaha Jog Artistic Spec 1992 года выпуска, в изначальном состоянии.

Подробные ТТХ:

Made in Japan Литье на вариаторе ясно говорит о родине этого аппарата - Made in Japan. Благодатные времена!
Стоп-сигнал и поворотники сзади Стоп-сигнал сзади, сблокирован с габаритным огнем (стоп-сигнал горит только от аккумулятора, габаритка - только от генератора при включенной фаре).
Ручка левая Левая ручка - Задний тормоз, переключатель указателя поворотов (внизу), переключатель дальний-ближний свет (сверху), кнопка звукового сигнала (красная в центре).
Ручка правая Правая ручка - Газ (поворотная ручка), передний тормоз, выключатель света (снизу, включает фару и задний габаритный огонь), кнопка стартера (стартер включается только при нажатой ручке тормоза).
Рама

Устройство рамы:

  • A-передняя хребтовая монотруба
  • B-две задние опорные трубы
  • C-точки крепления полика
  • D-вваренные косынки для оси моторамы
  • E-ось качания моторамы
  • F-вваренная опорная планка моторамы
  • G-пластмассовый нижний обтекатель

Багажник

Багажник под седлом (запираемый на замок, большой, легко входит шлем-интеграл и еще всякое барахло). Седло откидывается вперед.

Карман под рулем

Открытый карман под рулем (для мелочевки). Бардачка под рулем нет.
Багажник Сзади открытый багажник из стального прутка, опирающийся непосредственно на раму. Солидная конструкция - груз до 90 кг или пассажира выдерживает свободно.

Бензобак

Бензобак стальной, установлен сзади, пробка запираемая, объем около 4 литров. Штатный топливный фильтр установлен в вакуумном клапане под седлом.
Маслобак Маслобак полиэтиленовый, установлен за лючком спереди под сиденьем, объем около 1 литра. Как явствует из надписи на пробке, конструкторы предполагают заливать сюда дешевое масло 2N3 (2Т300), что отражает неприхотливость двигателя, но я предпочитаю использовать синтетику 2T600 или полусинтетику 2T500.

Эта машинка не имеет встроенных ограничителей скорости, и благодаря мощному мотору и продуманной трансмиссии при правильно настроенном карбюраторе разгоняется до 75 км/ч, причем динамика разгона до 60-65 км/ч чрезвычайно мощная - фактически рекордная для моделей этого класса (утилитарные нефорсированные скутеры).

Некоторые иллюстрации к устройству:

Рама

Узел качания блока мотор-колесо. Видны солидные сайлент-блоки этого узла. Внизу, под осью качания, виден электростартер (настоящий отдельный электромотор с муфтой, как на автомобилях), на переднем плане вверху слева - вакуумный клапан.

Компоновка

Компоновка блока мотор-колесо на раме. Приваренные к раме опорные косынки несут ось моторамы, сзади за этой осью видна закрепленная на мотораме ось качания блока мотор-колесо. Моторама качающегося типа, геометрия качания выбрана таким образом, чтобы максимально изолировать седока от вертикальных вибраций мотора (наиболее снижающих комфорт) и одновременно обеспечить максимальную жесткость при передаче осевых и боковых усилий от колеса. Примечание: Положение блока мотор-колесо и моторамы на этой фотографии нештатное - в результате тюнинга моторама сдвинута вниз и повернута, блок мотор-колесо развернут против часовой стрелки так, что цилиндр двигателя ушел в раму. Подробнее об этом тюнинге здесь.

Пробка заливки маслаПробка слива масла

Точки залива масла (белая пробка около ступицы колеса) и его слива (черная металлическая пробка над тросом тормоза) в заднем редукторе. Я рекомендую заливать 110 грамм (по инструкции - 100 ml) автомобильного трансмиссионного масла (например, ТаД-17). Менять масло не реже чем через 15.000 км (например, одновременно с заменой тормозных колодок), при обкатке первая смена масла через 500 км, вторая - через 2000 км. Перелив масла редуктору не опасен - он имеет специальный дренаж для сброса излишков масла, но и не полезен, так как при изношенном сальнике редуктора излишки масла могут попасть внутрь полости вариатора и повредить его ремень. Впрочем, уровень масла легко проконтролировать при помощи отвертки, вставленной внутрь редуктора через отвернутую белую пробку - он должен быть примерно на уровне оси колеса.

Глушитель - креплениеГлушитель

Крепление глушителя к цилиндру. Этот изгиб патрубка глушителя на фото слева - самое низкое место под днищем, именно им обычно цепляют за все неровности. Напрашивается идея установить подвижную защиту патрубка из толстого листа железа, присоединенного с одной стороны шарниром (обычная дверная петля) к патрубку, а с другой - к резиновому блоку под юбкой-отбойником (выступает на левом фото справа). На фото справа хорошо видно, что патрубок глушителя можно сделать и компактнее - зазор между ним и кожухом двигателя составляет минимум миллиметров 20 по всему контуру, плюс можно воспользоваться трубой эллиптического сечения. Но я лично пока отложил эти переделки - до тюнингового глушителя.

Передний тормоз

Некоторые считают минусом стандартного Jog-а передние барабанные тормоза, якобы они обеспечивают недостаточную эффективность торможения. Никогда не замечал подобного - при нормальных колодках и достаточном уходе они схватывают мертво, до полной фиксации колеса и улета через руль, при этом степень торможения всегда предсказуема и очень хорошо дозируется нажатием на ручку тормоза. Вообще тормоза моего аппарата заслуживают отличной оценки - надежные, неприхотливые и очень ремонтопригодные. Отдельно следует отметить, что идентичность колодок передних и задних тормозов позволяет переставлять их по мере износа (я, например, предпочитаю притормаживать одним передним тормозом, и пускаю в ход задний только при необходимости резкого торможения - поэтому у меня передние колодки всегда носятся быстрее задних, и перестановка колодок через 50% пробега позволяет существенно отодвинуть визит в магазин запчастей).

Также мне говорили, что у Jog-а из-за горизонтального двигателя наблюдается заливание свечи в сильный дождь и при езде по глубоким лужам. Те, кто это говорил, явно никогда не видели штатный Ямаховский уплотнитель свечи - это такая здоровенная резинка, герметично соединяющая корпус свечного колпачка с проточкой в головке цилиндра. Я специально ездил на своем Джоге по таким глубоким промоинам с водой, что поток брызг перелетал через "клюв" корпуса и далее мне в физиономию, двигатель просто купался в воде - и никаких отказов системы зажигания не было. Для потерявших уплотнитель могу напомнить, что существует и такая разумная вещь, как водонепроницаемая свеча - она одевается прямо на высоковольтный провод.

Воздушный фильтр

Воздушный фильтр Yamaha Jog Artistic Spec (одинаковый для всех моделей индекса 3KJ). Вид со стороны "чистой" половины корпуса.

Также некоторые теоретики предполагали, что из-за низко установленного воздушного фильтра Джог будет глотать воду в карбюратор. Опять-таки они не видели его воздушного фильтра - забор воздуха в фильтр осуществляется через специальный патрубок сверху, из зоны над двигателем, случайно попавшие брызги успешно сепарируются патрубком и фильтрующей мембраной и падают на дно фильтра, где и остаются до полного высыхания либо постепенного вытекания через неплотности фланца приемной, "грязной" половины корпуса, так как карбюратор забирает воздух тоже сверху фильтра (из его "чистой" половины). После описываемого ранее "водяного" теста я разобрал воздушный фильтр - и обнаружил, что воды в нем почти нет, так, капли. Кроме того, далее в разделе "Тюнинг" я опишу радикальный способ улучшения работы воздушного фильтра.

Разборка Yamaha Jog Artistic Spec

Очень большим плюсом Yamaha Jog вообще и модели Artistic Spec в частности является его удобство для ремонта - благодаря легкосъемной облицовке и открытой раме, обеспечивающей хороший доступ ко всем агрегатам.

Для снятия задней облицовки надо сначала снять два боковых щитка - правый и левый - идущих вдоль всей нижней кромки заднего обтекателя и изготовленных из небьющегося пластика. Для этого надо отвернуть у каждого щитка винт (спереди) и саморез (снизу сзади), и затем, поворачивая щиток немного на себя, сдвинуть его назад - он отсоединится от заднего обтекателя.

Затем надо снять задний обтекатель. Для этого надо снять крышку лючка мотоотсека, находящуюся спереди под сиденьем, и закрепленную при помощи одного самореза. Под крышкой находятся еще два самореза, соединяющих переднюю кромку заднего обтекателя с поликом - их надо вывернуть.

Снятие облицовки

Затем следует поднять сиденье, вынуть мягкую облицовку багажного отделения и отвернуть болты A, затем саморезы B, и наконец, гайки крепления заднего багажника C.

Багажник

После этого нужно отвернуть болт крепления заднего багажника (сзади) и снять багажник. Теперь следует открыть пробку бензобака и убрать ее - так как она не позволяет снять задний кожух.

У стандартного Yamaha Jog Artistic Spec на пластмассовом корпусе багажного отсека закреплены:

Для демонтажа багажного отсека Вам придется снять все эти детали. Если подобная процедура проводится часто, имеет смысл произвести небольшой тюнинг: перекрепить вакуумный клапан на трубу рамы (установив на ней небольшой хомутик), реле стартера примотать изолентой прямо к жгуту проводов за карбюратором, а предохранитель аккумулятора вынуть из гнезда под багажным отсеком и примотать его провода изолентой к жгуту проводов с таким рассчетом, чтобы он был виден через вырез слева в багажном отсеке (в этом вырезе раньше находилось реле стартера). После этого для демонтажа багажного отсека Вам понадобится снимать только аккумулятор. В принципе, можно избавиться и от этой необходимости, если подключить аккумулятор через небольшой двухполюсный разъем - но это уже на любителя.

Выполнив все эти операции, Вы можете движением вверх легко снять задний кожух и блок сиденье-багажный отсек. После этой операции снова закройте пробку бензобака - Вы ведь не хотите устроить небольшой пожар?

Блок сиденье-багажный отсек

Так выглядит снятый блок сиденье-багажный отсек (так называемое "ведро"). Хорошо виден отсек аккумулятора (снизу) с вырезанной перегородкой (чтобы аккумулятор вставал вертикально).

Задний обтекатель

Задний кожух - самая сложная по конфигурации деталь облицовки.

Задний кожух снят

Блок двигатель-трансмиссия практически полностью открыт для проведения работ на нем.

Теперь можно снять полик, отвернув торцевым ключом четыре болта, крепящие его к "пауку" на раме. После этого, если предполагаются работы на двигателе, можно снять воздушный фильтр (он находится слева и закреплен двумя винтами на передней части кожуха вариатора), и маслобак (он хорошо виден на фотографии, и закреплен двумя винтами). В маслобаке установлен датчик резерва масла - он легко отключается от электрооборудования при демонтаже маслобака благодаря электрическим разъемам.

Открытая рама

В принципе, этого уже вполне достаточно для того, чтобы делать с двигателем и трансмиссией что угодно - они практически полностью открыты. Если Вы собираетесь снимать цилиндр двигателя или его головку - удобно будет вывернуть нижний болт крепления амортизатора и, откинув амортизатор немного назад, подтянуть веревкой блок вариатора к трубе рамы (подняв его до отказа вверх) - при этом цилиндр двигателя откинется вниз, выйдя из рамы и дав Вам достаточно места для доступа гаечным ключом к его креплениям.

Глушитель - креплениеГлушитель

Разумеется, если собираетесь снимать цилиндр, не забудьте отвернуть глушитель - сначала ослабьте два болта его крепления за кожухом вентилятора охлаждения (фото справа), затем выверните два болта крепления фланца выхлопной трубы к цилиндру (фото слева), и затем выверните полностью два первых болта. Крепить глушитель следует в обратной последовательности - сначала наживить задние болты, затем завернуть болты фланца (стремясь протягивать их равномерно-попеременно, чтобы не перекосить фланец), и в конце концов затянуть задние болты. Если асбестово-алюминиевая прокладка фланца не держит давление газов - лучшим выходом будет воспользоваться высокотемпературным герметиком (я использую силиконовый "HiTemp Copper" американской фирмы "ProSeal" - великолепный материал с температурной стойкостью до 370 градусов и устойчивый к маслам и бензину). Им надо смазать прокладку с обеих сторон и, подождав 15 минут до начального отверждения герметика, завернуть фланец на место. Полное схватывание герметика наступит через 24 часа - в течении этого времени двигатель нельзя заводить, чтобы не выдавить герметик из зазоров.

Этим же герметиком я пользуюсь для обеспечения герметичности соединений цилиндр-картер и половинок картера. Установка цилиндра на герметик вместо штатной прокладки позволяет несколько поднять компрессию и мощность двигателя (но дело это тонкое - для этого необходимо нанести герметик очень тонким и равномерным слоем на фланец цилиндра, без практики это обычно не получается).

Крепление заднего колеса

Кто-то мне говорил, что на Jog-ах неудобно снимать заднее колесо. По-моему, вполне удобно - единственная гайка спокойно отворачивается, если зажать тормозом заднее колесо. Если после этого у Вас есть трудности со снятием колеса с вала (мешает глушитель) - ну что же, можно отвернуть и глушитель (четыре болта, два сбоку, два снизу - см.фотографии выше), болты отворачиваются без особого труда.

Теперь рассмотрим заднюю часть рамы:

Бензобак и прочее

В задней части две трубы рамы соединены объемной конструкцией из двух штампованных деталей: опорной перекладины амортизатора D и опорной арки блока багажника-седла A. Эти две детали соединены сваркой с трубами рамы, и к ним крепятся все остальные узлы на задней части рамы:

Бензобак стальной, штампованный и сваренный из двух половин, закреплен на шпильках при помощи гаек F. На бензобаке смонтирован датчик уровня топлива G, закрепленный четыремя болтами. Сверху на горловину бензобака одет резиновый защитный фартук с трубкой, отводящей случайно пролитый мимо горловины бензин по заднему крылу за заднее колесо.

Сверху на опорной арке A установлен замок багажника E. Запирание седла осуществляется крючком C, находящимся внутри специальной пластмассовой ниши, что затрудняет его открывание различными посторонними предетами типа "полицейской линейки". В целом конструкция замка достаточно надежна, однако пластмассовое сиденье, разумеется, не сможет противостоять русской грубой силе в виде монтировки - поэтому оставлять что-либо ценное в багажнике на стоянке не стоит.

Заднее крыло (выполнено в виде одной детали из небьющегося пластика) с блоком задних фонарей закреплено тремя болтами, два из которых находятся в глубоких нишах и доступны только трубчатому торцевому ключу. Иногда вместо болтов применяются винты с крестообразным шлицом - их отворачивать удобнее.

Чтобы снять бензобак, Вам придется снять заднее крыло, затем отвернуть опорную пластину багажника, отвернуть гайки крепления бензобака и вынуть бензобак из опорной арки. Разумеется, перед этим надо не забыть отсоединить трубку подачи бензина от вакуумного клапана.

Демонтаж передней облицовки:

Клюв

Передний обтекатель ("клюв") закреплен на раме тремя хорошо заметными спереди винтами (эти же винты крепят корзинку на моделях Jog Poche). Кроме того, он соединен с передней облицовкой (со стороны водителя) четыремя саморезами - два со стороны водителя под рулем и по одному с боков над колесом (под прямоугольными декоративными шильдиками "Ямаха"). Отвернув все эти винты и саморезы, снимем "клюв".

Теперь можно снимать переднюю облицовку - она осталась закреплена к раме единственным винтом (в центре облицовки под рулем со стороны водителя). Кстати, под этот винт удобно ставится крючок для сумок. Отворачиваем винт и осторожно снимаем облицовку, стараясь не повредить ее "усы" под фарой.

Фара и приборная панель:

Облицовка руля и приборной панели состоит из двух деталей - передней и задней. На передней детали закреплены фара и указатели поворотов, на задней - приборная панель.

Чтобы снять облицовку руля, надо сначала отвернуть оба указателя поворотов (саморезы снизу) и отсоединить их. В открывшихся нишах Вы увидите два винта, которые крепят переднюю половину облицовки к рулю. Отверните эти винты, затем отверните два самореза, соединяющие вместе переднюю и заднюю половины облицовки руля. Теперь отделите переднюю половину вместе с фарой от задней, отключите фару и отложите переднюю половину в сторону. После этого отвинтить заднюю половину облицовки не составляет труда.

Ура! Все детали облицовки сняты!

Теперь скутер можно чинить, красить и тюнинговать. Сборка осуществляется в обратной последовательности.

tuning2.gif (4612 bytes)   Хочешь тюнинг?

rdvl.gif (573 bytes)

PS: Все фотографии на этой странице изображают один и тот же же аппарат, но после разных стадий небольшого тюнинга и совершенно немытый - как приезжал на дачу, так и снимал.

-

ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ?

НАЗАД   НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

13-10-2003 © Владимир В. Федоров, Санкт-Петербург.

Есть комментарии? Пишите мне: bbird@mail.ru

Hosted by uCoz