Скутер-Клуб СПб

---

Наш ответ Dred-у

на статью "Первые навыки вождения"

---

Недавно на сайте Dred-a я прочитал его статью "Первые навыки вождения". Как следует из ее названия, эта статья призвана обьяснить новичку, впервые севшему на скутер, как следует этот самый скутер правильно водить. Задача сама по себе благородная, но чем дальше я читал эту статью, тем больше у меня возникало вопросов, а под конец чтения я понял, что придется мне сесть за написание ответной статьи.

Дело в том, что, начав с безусловно верных прописных истин, по мере удаления в конкретику Dred сначала допускает небольшие неточности, потом все большие - и заканчивает просто неправильными и опасными советами, следуя которым, новичок рискует разбить свой аппарат и отправиться прямиком в морг. 

Совершенно правильно подметив опасность "козления" скутера при разгоне, Dred советует предотвращать это наклоном корпуса водителя вперед, на руль - причем делать это постоянно, доведя "наклон вперед" до автоматизма:

"...Что бы этого не происходило нужно перенести центр тяжести ближе к рулю. Часто достаточно в начале разгона "прилеч" на руль. После набора 29-30 км/ч. можно постепенно выпрямиться и сесть как Вам удобно. Постепенно эксперементируя отработайте свои действия."

Действительно, такой прием широко применяют гонщики и на скутерах, и на мотоциклах - однако этот прием действенен ограниченно, спортивные скутера прекрасно козлят и при водителе, полностью лежащем на руле, равно как это же делают нормальные скутера (с более-менее мощным мотором) при сидящем сзади пассажире или серьезном грузе на багажнике - наклоняйся не наклоняйся. На самом деле в повседневной езде совершенно незачем "кланятся" на каждом старте - надо лишь научиться контролировать разгон ручкой газа. Нет ничего более выдающего "чайниковость" скутериста, чем выкручивание до упора ручки газа на старте - прием, сохранившийся со времен "Верховины" и прочих маломощных совковых поделий, и очень опасный, если вы сидите за рулем современного японского аппарата.

Я много раз наблюдал, как человек, привыкший выкручивать на старте ручку до упора и наклоняться вперед, рано или поздно "ложился на спину" - потому что не тренировал в себе чувство баланса (так называемое "ощущение выпадения вилки" - то есть ощущаемое изменение положения корпуса скутера при старте, сопровождаемое выходом передней вилки на полную длинну), полагаясь только на механические навыки "наклона вперед". Этот навык рано или поздно подводит - либо при трогании в гору, либо при грузе или пассажире на багажнике, либо при подклинивании грузиков в вариаторе.

Я понимаю, что контролировать ускорение ручкой газа при "подхвате" в вариаторе, который характерен для некоторых аппаратов Хонда, бывает трудно - ну так надо вариатор в порядок приводить, а не кланяться на каждом перекрестке.

Далее. Когда Dred говорит о недопустимости блокировки колес при торможении (по крайней мере, для новичка) - он безусловно прав. Впрочем, это общее место. А вот дальше, когда он говорит об экстренном торможении со скорости 60 км/ч, начинаются "вредные советы":

"...Подтормаживать передним тормозом надо с "чувством". Усилие на переднем тормозе должно быть меньше чем на заднем. Точнее сказать усилие не на рычаге тормоза, а в самой блокировки колес. Следует учитывать тот факт, что чем сильнее в работу включается передний тормоз, тем меньше сцепление заднего колеса с дорогой, а следовательно эфективность торможения задним колесом становится меньше."

Кроме первой фразы, в этом абзаце неправильно все. В западных мотошколах учат тормозить на скорости в пропорции 75% усилия на переднее колесо - 25% на заднее (то есть ровно наоборот тому, что советует Dred) - но и эта рекомендация уже считается устаревшей (подробнее см. статью Braking Method - Determined By Speed), и сейчас считается, что на скорости и хорошем дорожном покрытии эта пропорция составляет 100%-0%, то есть торможение задним колесом в случае экстренного торможения абсолютно неэффективно и очень опасно, так как блокировка заднего колеса наступает очень быстро и сопровождается завалом скутера на бок.

На чистой и сухой асфальтовой дороге, при нормальных шинах, на современном скутере японского дизайна (небольшие колеса 10"-12", короткая база) добиться блокировки переднего колеса технически невозможно - торможение переходит в отрыв заднего колеса от дороги, переворот скутера через переднее колесо, минуя стадию "юза" и блокировки переднего колеса. Таким образом, максимальная эффективность торможения на хорошем покрытии достигается в момент отрыва заднего колеса от дороги - то есть при торможении одним передним тормозом.

Кстати, утверждение Dred-а "чем сильнее в работу включается передний тормоз, тем меньше сцепление заднего колеса с дорогой" вполне очевидно неправильно - сцепление заднего колеса с дорогой падает прямо пропорционально любому торможению скутера, вне зависимости от того, какое колесо его вызвало. Это ясно даже из школьного курса физики - нарисуйте картинку с двумя точками контакта колес с дорогой и центром масс скутера над ними, и затем посчитайте, как будут меняться усилия в точках контакта при движении этой системы с ускорением/замедлением, вызванным приложением силы в точке контакта с дорогой переднего и заднего колеса. То, что отрыв заднего колеса и переворот скутера не достигается при торможении задним тормозом, является прямым следствием того, что торможение задним тормозом просто не позволяет добиться такой степени замедления аппарата. По моим измерениям, тормозной путь при предельном оттормаживании со скорости 60 км/ч только передним тормозом для Yamaha Jog с бескамерными шинами меньше на 20-25%, чем при торможении в пропорции 50-50, и где-то более чем вдвое короче, чем при торможении только задним тормозом. Это очень много. Это тот самый десяток-другой метров, который может спасти вам жизнь.

То, что я изложил про торможение передним тормозом, сопровождается двумя важными условиями:

  1. Передний тормоз должен быть отрегулирован безупречно. Особенно это касается колодочного тормоза с механическим приводом при помощи гибкого тросика - следует проложить этот тросик с возможно меньшим числом перегибов, сами перегибы делать по наибольшему радиусу, и главное - обильно смазывать тросик и вовремя его менять при износе. Если этого не делать - тросик будет подклинивать в оболочке, и усилие от ручки на колодки будет передаваться неравномерно, провоцируя неожиданный "зажим" переднего колеса. Помните, что с падением скорости эффективность торможения возрастает - поэтому не забывайте ослаблять усилие на ручке, в конце торможения переходя на торможение обоими тормозами в пропорции 50%-50%.
  2. Дорожное покрытие должно быть сухим и твердым. На мокрой дороге или грунте следует оттормаживаться обоими тормозами в пропорции 50%-50%.

Кстати, Dred забыл (или не знал) о том, что устойчивость скутера при экстренном торможении во многом определяется не столько тормозами, сколько подвесками и резиной. Типичная для японских скутеров очень мягкая передняя подвеска полностью пробивается при экстренном торможении, вызывая проблемы со сцеплением переднего колеса с дорогой на неровностях, а слишком мягкая задняя подвеска не в состоянии справиться на неровностях с большой массой блока "мотор-колесо" - что вызывает аналогичные проблемы с задним колесом. Это может быть малосущественно на идеально ровных шоссе Японии и Германии, но в России часто становится критическим. Соответственно дрянная китайская и советская резина имеет плохую эластичность - то есть малое пятно контакта, и склонна срываться на "юз" в предельных режимах. В общем случае, я всегда рекомендую ставить максимально хорошую радиальную резину (лучше бескамерную, если диски позволяют) на переднее колесо, и резину экономического класса (Тайвань за 15-20$) - на заднее. Это минимизирует расходы на резину, практически не ослабляя безопасность езды.

Мне могут сказать, что "торможение передком" требует высокой квалификации в смысле чувства равновесия водителя и его способности справляться со стрессовой ситуацией (не "передавливать ручку" в случае опасности). Однако все дело в том, что на короткобазном скутере, в отличие от длиннобазного чоппера, блокировка заднего колеса немногим лучше по последствиям, чем "кувырок через руль" - скутер почти мгновенно падает на бок, водитель летит боком на дорогу, и дальше кувырком под колеса едущих рядом машин, для которых это является полной неожиданностью. При "кувырке через руль" водителя хотя бы выбрасывает вперед по ходу движения, и есть шанс после полета удержаться на ногах.

А вот и еще один "вредный совет":

"Чрезмерное увлечение передним тормозом в повороте влечет просто катастрафические последствия. Это и сальто скутера в воздухе и "мужественные" пробежки седока с вытянутыми вперед руками."

О каком еще, нафиг, "чрезмерном увлечении передним тормозом в повороте" говорит Dred? В повороте вообще нельзя тормозить - ни передним, ни задним тормозом, это давно уже аксиома. Даже сбрасывать газ в повороте и то нельзя - это чревато соскальзыванием на бок. Поворот на скутере проходится с удержанием газа в режиме равномерного движения и плавным добавлением газа в последней четверти поворота. Более того - если вы слишком сильно ввалили скутер в поворот, надо, вместо того чтобы тормозить, плавно добавить газ - это несколько выпрямит скутер и увеличит радиус поворота. Тормозить же в повороте, тем более задним колесом - это прямой путь моментально лечь на бок, а самое главное - это ничего не дает в смысле прохождения поворота, более того - это еще более заваливает аппарат.

Приведу цитаты из американской статьи "Motorcycle Accident Cause Factors and Identification of Countermeasures" ("Факторы, вызвавшие аварии мотоциклов, и меры по их предотвращению" - полный текст перевода здесь):

П.4: В авариях без участия другого транспортного средства ошибки мотоциклиста явились причиной двух третей аварий, а типичной ошибкой явилось заваливание набок вследствии блокировки колеса при торможении или слишком высокой скоростью входа в поворот.

Я уже отмечал, что у современного мотоцикла и скутера невозможно заблокировать переднее колесо на хорошем покрытии (а в США на дорогах явно хорошие покрытия) - то есть тут подразумевается блокировка именно заднего колеса. Далее об этом говорится более явно:

П.23,24: В почти половине аварий со смертельным исходом в крови мотоциклиста был алкоголь. Мотоциклисты в этих авариях демонстрировали существенные проблемы в предотвращении столкновения. Большинство из них при торможении блокировало заднее колесо и начинался занос; при этом они забывали про передний тормоз.

То есть в Америке только окончательно пьяные мотоциклисты тормозят задним тормозом, провоцируя занос. И заметьте: занос при блокировке заднего колеса происходил, как правило, при прямолинейном движении, даже не в повороте (см.полный текст статьи) - и привел к смертельному исходу - так как не позволил мотоциклисту корректировать траекторию мотоцикла перед столкновением. Вот к чему приводят советы экстренно оттормаживаться задним тормозом (и тем более  в повороте).

Характерно, что Dred сам отмечает "сальто скутера в воздухе" (то есть переворот скутера через переднее колесо) даже в повороте - то есть он знает, что блокировки переднего колеса до "юза" на современном скутере не происходит, однако выводы из этого он не делает, рекомендуя тормозить задним колесом - то есть тем самым, которое блокируется элементарно, и при этом вызывает потерю короткобазным скутером устойчивости даже на прямой. Dred пишет:

"...При экстренном торможении, когда необходимо включать и передний тормоз..."

Опять все неправильно: при экстренном торможении на хорошем покрытии надо вообще забыть о наличии какого-либо другого тормоза, кроме переднего. А вот подтормаживать в обычном режиме надо обоими тормозами, в пропорции 50%:50% - это равномерно распределяет разогрев барабанов (дисков) и колодок, и универсально для любого состояния дорожного покрытия.

"...Оттормаживайтесь до поворота это намного проще и безопаснее."

Это не просто "проще" - это единственный правильный способ прохождения поворотов. Именно так проходят повороты мотогонщики на кольце - предельно тормозят до входа в поворот (очень хорошо видно, что в этот момент их заднее колесо даже отрывается от дороги - они тормозят только передним тормозом), а затем, ввалив аппарат в поворот, сразу начинают разгонять его. Это делается не от простоты - а от максимальной квалификации водителя и оптимальности этого способа по времени прохождения дистанции.

"...После как обвыкнитесь и будете лавировать по всем полосам настраивайте зеркала по своему вкусу."

Dred, видимо, не читал Правила Дорожного Движения - в них четко написано, что движение транспортных средств с двигателем 50сс, приравненных к велосипеду с мотором, должно осуществляться в крайнем правом ряду. Выполнять "лавирование по всем полосам" - это прямой путь к дискуссии с инспектором ГИБДД, а среди них попадаются и знающие правила - нарветесь на такого, останетесь без скутера (или, как минимум, попадете на деньги). И он будет прав.

Поэтому наибольшее значение на скутере имеет левое зеркало - в него вы видите попутный поток и обгоняющие вас машины, в него глядите, прежде чем совершить левый поворот. Ездить по городу без левого зеркала - самоубийство. Это зеркало стоит подобрать получше - большое и панорамное. Правое же зеркало на скутере 50сс (в отличие от мотоцикла) имеет ограниченный смысл - правый поворот вы выполните и так, поскольку делать его будете из правого ряда, перестроения же в потоке вам прямо запрещены ПДД - поэтому пилите в своем крайнем правом ряду и не искушайте судьбу. Единственный смысл правого зеркала на скутере - это видеть при завершении обгона обгоняемое вами транспортное средство (не добавил ли этот урод газку в тот самый момент, как вы собрались вернуться в свой правый ряд). По понятным причинам, если ваш аппарат не бегает более 70 км/ч, это вам понадобится делать крайне редко. Я, кстати, за городом предпочитаю обгонять скутером машины справа - они все равно едут достаточно далеко от края дороги, чтобы хватило места для обгона, и в случае чего всегда можно уйти на обочину. А колдобину можно поймать и посреди дороги. Гораздо опаснее попытка какого-нибудь обгоняемого вами грузовика резко перестроиться в крайний левый ряд (например, уворачиваясь от какой-нибудь выбоины, или просто водитель вспомнил, что с бодуна забыл дома права).

Забавно, но Dred вообще, кажется, не в курсе, что большинство аварий с двухколесными транспортными средствами (мотоциклами, скутерами и т.д.) происходит на небольшой скорости, и главной причиной аварий является малая заметность мотоцикла или скутера на дороге (далее опять цитаты из "Motorcycle Accident..."):

П.15: Скорость перед столкновением была в среднем 45 км/ч; скорость столкновения в среднем была 32 км/ч; и скорость столкновения только каждого тысячного мотоцикла была приблизительно 130 км/ч.

П.13: Заметность мотоцикла на дороге - критический фактор для множества аварий, и вероятность несчастного случая может быть значительно снижена при помощи включения фар мотоцикла днем и ношении ярких и красочных курток, шлемов и т.п.

То есть, вы понимаете - скорость этих "чокнутых байкеров" на чопперах была перед столкновением в среднем всего-то 45 км/ч, затормозить они успели в среднем всего до 32 км/ч - то есть навыки экстренного торможения в общем случае не являются критическими, тем более для тихоходных и легких скутеров, а критическим является заметность скутера на дороге для остальных участников движения. Причем:

П.7: Невозможность автомобилистов обнаружить мотоциклы в движении - преобладающая причина аварий с участием мотоцикла. Водитель другого транспортного средства, вовлеченного в столкновение с мотоциклом, не видел мотоцикл перед столкновением или увидел слишком поздно, чтобы избежать столкновения.

П.17: Заметность мотоцикла наиболее критична для его передних частей. Или, выражаясь другими словами, неважно, сколько ярких наклеек будет у вас сбоку, если вы забудете включить фары.

П.29: Не существует зависимости цвета мотоцикла и вероятности аварии. Это связано с тем, что (см. выше) как правило перед аварией мотоцикл виден спереди.

То есть главное, что надо было бы посоветовать новичку - это всегда ездить с включенной фарой и габаритами, и следить за их исправностью. Это помогает в смысле безопасности гораздо больше, чем навыки торможения или там регулировка зеркал. Также полезно ездить в яркой куртке - красной или желтой, это делает скутериста максимально заметным на дороге. И всегда ездите так, как будто остальные участники дорожного движения не подозревают о вашем присутствии - то есть никогда не ждите, что вам кто-то уступит дорогу или притормозит, чтобы вы завершили маневр, и напротив, всегда ожидайте маневра автомобилей. Лучше при этом придерживаться ПДД и ездить в крайнем правом ряду - по крайней мере, в этом случае вы не столкнетесь с неожиданным желанием идущего рядом автомобиля перестроиться влево, наехав на вас.

А в смысле навыков вождения - учитесь удерживать аппарат в равновесии и уверенно управлять им (в смысле, рулить) - это очень помогает уклониться от столкновения либо войти в него по касательной, или хотя бы убежать от него в кювет. Обратите внимание:

П.22: Более половины попавших в аварию имели менее чем пятимесячный опыт езды на мотоцикле. Мотоциклисты с опытом езды на эндуро практически в аварии не попадают.

С опытом, я думаю, все более-менее понятно. А вот при чем тут "Эндуро" - нуждается в пояснениях. Дело в том, что те, кто ездит на аппаратах класса "Эндуро" (то есть в США это те, кто ездит по грязи и пересеченной местности), вырабатывают специфический стиль вождения - они практически никогда резко не тормозят, предпочитая до последнего использовать маневренные возможности двухколесного аппарата для уклонения от столкновения (и ведь, согласно статистике, это у них получается). Кроме того, "эндуристы" все как один обладают хорошо развитым чувством равновесия и умением удерживать аппарат от потери управления на неожиданных ухабах или скользких местах.

Другими словами - новичку стоит периодически выезжать за город и тренироваться в управлении скутером на какой-либо раздолбанной проселочной дороге. Еще хороший вариант - пробовать крутить "восьмерки" вокруг пакетиков от сока на какой-либо ровной лесной полянке, заросшей травой - трава скользкая, и это тренирует удерживать равновесие при неожиданном боковом скольжении аппарата без опасности разбить или поцарапать его.

Еще очень важно ездить в каком-либо средстве защиты глаз - очках или шлеме со стеклом. Глаза на скорости слезятся от ветра, мешая видеть неровности дороги, и главное - всегда есть хорошая вероятность, что какой-нибудь шмель или слепень попадут вам на скорости прямо в глаз, и вы навернетесь с аппарата, позабыв про руль.

А советы "тормозить в повороте задним тормозом" или "прилегать на руль" при старте - это все от лукавого. Равно как и советы обвешаться со всех сторон зеркалами. Учитесь управлять своим аппаратом, будьте максимально заметным, но не ждите от кого-то на дороге понимания ваших маневров - и вы будете целы и невредимы.

-

ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ?

НАЗАД   НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

13-10-2003 © Владимир В. Федоров, Санкт-Петербург.

Есть комментарии? Пишите мне: bbird@mail.ru

 

Hosted by uCoz