Скутер-Клуб СПб

---

Свечи зажигания

---

Про свечи зажигания двигателей внутреннего сгорания написаны солидные тома. Много информации периодически появляется в уважаемых изданиях и различных СМИ. По независящим от нас причинам эти потоки информации (как показывает практика ремонтов) не всегда доходят до владельцев скутеров. По применению свечей лагерь скутеристов можно разбить четко на две группы. Одни используют дорогое чудо западных технологий, другие умудряются доставать трофейные образцы из дедушкиного сарая. Но всех их объединяет одно твердое заблуждение, что если на электродах есть искра, по резьбе изделие подходит, то можно двигаться вперед и с песнями.

Для решения заменить свечу должны быть веские причины. Все проблемы с двигателем нельзя решать лихорадочной заменой одной свечи на другую. Этому занятию можно посвятить весь остаток своей жизни, так и не увидев плодов своего труда. Нужно запомнить следующие правила, при которых исправная свеча может воспламенить рабочую смесь:

  1. Нормальная компрессия в цилиндре, измеренная не пальцем, а компрессометром.
  2. Исправная система питания.
  3. Исправная система зажигания.

Только выполнив вышеперечисленные пункты, можно приступить к полной ревизии свечи. К сожалению, такое изделие, как свеча, не является вечным как мир, и не может передаваться от отца к сыну и т.д. Она не устанавливается из самосвала в мотоцикл и далее в газонокосилку.

У двухтактных двигателей принудительного воздушного охлаждения, которые применяются на скутерах, срок замены свечи определен производителем пробегом 8.000 км. Для сравнения - свеча четырехтактного двигателя автомобилей имеет гарантийный ресурс работы 30.000 км. Это связано с режимом работы и как следствие разными параметрами, заложенными в конструкцию свечей. Из этого ясно, что каждый конкретный двигатель требует установки только тех свечей, которые ему предписаны заводом-изготовителем. Информацию о производителе и маркировке свечи можно найти в техническом описании или сервисной книжке, прилагаемой к скутеру.

"Заводской" свечой для скутеров Yamaha Jog, Honda Dio и Suzuki Sepia является свеча NGK BR6HSA.

Как подобрать свечу, если нужной не оказалось под рукой или ее нет в продаже?

Ниже приведена таблица взаимозаменяемости свечей импортных и отечественных производителей:

Россия AC Delco,
США
BERU,
Германия
BOSCH,
Германия
Champion,
США
EYQUEM,
Франция
Magneti,
Италия
NGK,
Япония
Nippon,
Япония
BRISK,
Чехия

А10Н

45F

14-10А

W10AC

L86C

200

CW3N

В4Н

W14F-U

N19

А11

45F

14-9А

W9AC

L86C

502

CW3N

В4Н

W14F-U

N19

А11-1

45F

14-9А

W9AC

L86C

502

CW3N

В4Н

W14F-U

N19

А11-3

45F

14-9А

W9AC

L86C

502

CW3N

В4Н

W14F-U

N19

А11-5

45F

14-9А

W9AC

L86C

502

CW3N

В4Н

W14F-U

N19

А11Р

R44F

14R-8A

WR8AC

RL86C

-

CW3NR

BR5HS

W14FR-U

NR17

А14В

43FS

14-8В

W8BC

L92YC

550S

CW7N

BP5HS

W14FP

N17Y

А14В-2

43FS

14-8В

W8BC

L92YC

550S

CW7N

BP5HS

W14FP

N17Y

А14ВМ

C425FS

14-8В

W8BC

L92YC

550S

F7NC

BP5HS

W14FP

N17YC

А14ВР

CR425FS

14R8B

WR8BC

RL87Y

RC42S

CW7NR

BPR4HS

W14FPR

NR17YC

А14Д

C44XL

14-8С

W8CC

N5C

600L

CW6L

B5ES

W17ES

L17

А14ДВ

43XLS

14-8DU

W8DC

N11YC

600LS

CW6LP

BP5ES

W16EX

L17Y

А14ДВР

CR425XLS

14R-8DU

WR8DC

RN11YC

RC32LS

CW6LPR

BPR5ES

W16EXR-U

LR17YC

А14ДВРМ

CR425XLS

14R-8DU

WR8DC

RN11YC

RC32LS

F6LCR

BPR5ES

W16EXR-U

LR17YC

А17В

42FS

14-7BU

W7BC

L87YC

600S

CW6NP

BP6HS

W16FP

N15Y

А17ВМ

42FS

14-7BU

W7BC

L87YC

C42S

F6NC

BP6HS

W16FP

N15Y

А17ВРМ

42FS

14R-7BU

WR7BC

RL87YC

RC42S

F6NCR

BPR6HS

W16FPR

NR15Y

А17Д

42XLS

14-7DU

W7DC

N9YC

750LS

CW7L

BP6ES

W20EP

L15Y

А17ДВ

42XLS

14-7DU

W7DC

N9YC

750LS

CW7LP

BP6ES

W20EP

L15Y

А17ДВ-1

42XLS

14-7DU

W7DC

N9YC

750LS

CW7LP

BP6ES

W20EP

L15Y

А17ДВ-10

42XLS

14-7DU

W7DC

N9YC

750LS

CW7LP

BP6ES

W20EP

L15Y

А17ДВW

-

-

-

N9DMC

-

-

ВР6ЕК

W20ET

-

А17ДВМ

CR42XLS

14-7DU

W7DC

N9YC

C52LS

F7LC

BP6ES

W20EP

L15YC

А17ДВР

CR42XLS

14R-7DU

WR7DC

RN9YC

RC52LS

CW7LPR

BPR6ES

W20EPR

LR15YC

А17ДВРМ

CR42XLS

14R-7DU

WR7DC

RN9YC

RC52LS

F7LCR

BPR6ES

W20EPR

LR15YC

АМ17В

CS42S

14S-7F

WS7F

CJ7Y

700CTS

AW5C

ВРМ6А

W20MP-U

P17Y

А20Д

C41XL

14-6CU

W7CC

N3C

75LB

CW7L

B7ES

W20ES

L14

А20Д-1

C41XL

14-6CU

W7CC

N3C

75LB

CW7L

B7ES

W20ES

L14

А23

41F

14-5AU

W5AC

L82C

755

CW8N

B7H

W22FS

N14

А23-2

41F

14-5AU

W5AC

L82C

755

CW8N

B7H

W22FS

N14

А23В

41FS

14-5BU

W5BC

L82C

755S

CW8NP

BP7HS

W20FPR-L

N12Y

А23ДМ

41XLS

14-5CU

W5CC

N6C

C72LS

FLC9L

BP7ES

W22EK-S11

L12YC

А23ДРМ

C42N

14-5C

W5CC

N3C

C72LS

FLC9LR

B7ES

W22ES

L14C

А23ДВР

41XLS

14R-5DU

WR5DC

RN6YC

RC72LS

F9LCR

BPR7ES

W22EKR-S11

LR12YC

А23ДВМ

41XLS

14-5DU

W5DC

N6YC

C72LS

F9LC

BP7ES

W22EK-S11

L12YC

А23ДВРМ

41XLS

14R-5DU

WR5DC

RN6YC

RC72LS

F9LCR

BPR7ES

W22EKR-S11

LR12YC

А26ДВ-1

-

-

-

N6DMC

-

-

BP7EKN

W24ET-S

-

М8-1

C88

18-10A

V8A

K17, D16

K200M

CM3N

A-6

L14-U

M18

Данный ряд свечей полностью взаимозаменяем между собой и может смело использоваться как оригинал. Как правило, у уважающихся себя продавцов есть полная таблица и выбор свечей, Вам достаточно назвать фирму-производителя и маркировку. Не следует искать и приобретать свечи на развалах различных "колхозных" рынков. В лучшем случае Вы нарветесь на подделку под фирму. Любая "законная" свеча, даже отечественных производителей, будет надежно работать и стоить недорого.

Свечи характеризуются и отличаются несколькими основными параметрами:

1.Диаметром,  длинной и шагом резьбы, размером шестигранника для завинчивания и отвинчивания.
2. Калильным числом, т.е. способностью свечи нагреваться до определенной температуры при различных тепловых нагрузках двигателя. Свечи с большим калильным числом называю горячими, с малым - холодными.
3. Величиной искрового зазора. Зазор между контактами может быть разный для каждой марки свечи
и для каждой модели двигателя, но обычно составляет от 0,5 до 1 мм.

Более подробно о калильном числе
:

По тепловым качествам свечи делятся на "горячие" - для двигателей с невысокой температурной нагрузкой (обычно низкооборотистые двигателя) и " холодные" - для работы с высокой рабочей температурой и степенью сжатия двигателя (более высокооборотистые двигателя и с воздушным охлаждением). Калильное число равно среднему индикаторному давлению, при котором начинается калильное зажигание. Чем больше это число, тем свеча более устойчива к высоким температурам, следовательно, более "холодная". Калильное число свечи определяется на специальной установке по возникновению калильного зажигания. Калильное зажигание, это неуправляемый процесс поджога горючей смеси от раскаленных рабочих частей свечи.

При температуре свечи 500°С и выше нагар, представляющий собой углеродистые вещества, образовавшиеся в результате сгорания масла и топлива в камере сгорания двигателя, сгорает. Происходит самоочищение свечи. Нагар в основном состоит из кокса, золы и масла. Вследствие плохой теплопроводности свечи с нагаром перегреваются, что в свою очередь вызывает перебои в работе системы зажигания.

Когда температура свечи менее 500°С, происходит усиленное нагарообразование на тепловом конусе изолятора и свеча начинает работать с перебоями, так как через нагар происходит утечка тока высокого напряжения. Чтобы обеспечить бесперебойную работу свечи, нижняя часть теплового конуса изолятора должна иметь температуру в пределах 500 - 600°С.

При слишком высокой температуре изолятора и центрального электрода (более 800°С) возникает калильное зажигание, когда рабочая смесь воспламеняется от соприкосновения с раскаленным конусом изолятора и центрального электрода до появления искры между электродами свечи. В результате происходит слишком раннее воспламенение рабочей смеси.

Техническое обслуживание свечей
:

Так как свеча скутера работает в тяжелых условиях, ее нужно периодически обслуживать.

Несмотря на отведенный срок службы 8000 км, следует периодически (невзирая на хорошую работу) раз в 1000-2000 км выкручивать свечу для внешнего осмотра состояния электродов и проверки зазора, который обычно составляет 0,6-0,7 мм.

Из мглы веков пришло к нам поверье, которое передается из поколения в поколение, суть которого состоит в том, что электроды свечи якобы следует очищать на открытом пламени: плиты, костра, паяльной лампы, заворачивая свечу в тряпку с бензином и потом поджигая и т.д. Мы должны предостеречь наших читателей и сказать прямо: как правило, шаманские пляски и заклинания вокруг костров имеют плачевный исход. Во-первых, свеча выходит из строя и Вы со спокойной совестью завещаете ее потомкам, которые, может быть, ее реанимируют передовыми технологиями. Второй случай будет иметь более тяжелые последствия - свеча вследствие перегрева получает скрытый дефект, то работает, то нет, без видимых причин. Современный скутерист (не имеющий предрассудков) для чистки электродов применит специальную щетку по металлу и правильно сделает. Щетка доступна по цене и проста в обращении, а главное - легко снимает нагар, не повреждая защитное покрытие электродов.

Всегда возите с собой в запасе 1-2 запасных, заведомо исправных свечей и свечной ключ. Они довольно часто могут давать перебои в пути и будет неприятно тащить скутер в руках! При завинчивании новой свечи, ее резьбу можно немного натереть графитовым карандашом. Это позволит без труда вывернуть ее при следующем ТО.
 

Свеча - это хороший индикатор работы двигателя.

По состоянию ее электродов можно определить качество горючей смеси, установку угла опережения зажигания, правильность выбора марки свечи.На рисунках ниже показаны состояния свечей и "болезни" приведшие к этому:



Рис 1. Светло-коричневый  нагар. Нормальная работа свечи.
 


Рис 2. Бархатистый нагар черного цвета.


Рис 3. Черный масляный
нагар
 


Рис 4. Толстый слой
рыхлых отложений
 


Рис 5. Отложения
красного цвета
 


Рис 6. Оплавление
центрального электрода
 

С помощью таблицы ниже, Вы сможете определить правильность выбора свечи, качество топлива и т.д., найти неисправность:

Состояние свечи, номер рисунка Причина Сопутствующие признаки Способы устранения неисправности
Рис 1. Светло-коричневый  нагар. Двигатель работает нормально. Правильно подобранная по характеристикам, хорошо работающая свеча. Нормально настроенный карбюратор и зажигание. Качественное масло и топливо. Расход топлива и масла в норме.
 
По мере надобности чистить свечу и контролировать зазор.
Рис 2. Бархатистый нагар черного цвета. Переобогащенная смесь. Неправильная регулировка карбюратора. Неисправность автоматической термозаслонки. Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Возможно, трудности с пуском на горячую. Отрегулировать карбюратор. Отремонтировать автоматическую термозаслонку.
Низкая компрессия из-за износа цилиндро-поршневой группы (в 4-х тактных моделях еще и негерметичность клапанов). Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Трудности с пуском на холодную и на  горячую. В данной ситуации поможет только разборка двигателя и ремонт цилиндро-поршневой группы. Если неплотность клапанов - требуется их притирка или замена.
Загрязнен воздушный фильтр. Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. При сильном загрязнении - неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском на горячую. Заменить или промыть воздушный фильтр.
Неправильная установка зазора, неисправность свечи. Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском. Отрегулировать зазор или сменить свечу на новую.
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя. Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском. Заменить свечу на новую с правильным калильным числом.
Рис 3. Черный масляный нагар. Повышенная подача масла маслонасосом  или его неисправность (для 2-х тактных двигателей) Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. Забрызгивание свечи до полной остановки двигателя. Отрегулировать или отремонтировать маслонасос
Попадание масла в камеру сгорания (для 4-х тактных двигателей) Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней.
Рис 4. Толстый слой рыхлых отложений. Низкое качество бензина или масла. Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Сменить используемое масло или топливо.
Рис 5. Отложения красного цвета. Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине. Возможны перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Сменить используемое топливо.
Рис 6. Оплавление центрального электрода. Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя. Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. Заменить свечу на новую с правильным калильным числом.
Низкооктановое топливо. Снижение мощности двигателя, детонация. Заменить топливо.
Неисправность системы охлаждения. Перегрев двигателя. Срочно проверить и исправить систему охлаждения.

 

 

 

-

ОБСУДИТЬ В ФОРУМЕ?

НАЗАД   НА  ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

13-10-2003 © Владимир В. Федоров, Санкт-Петербург.

Есть комментарии? Пишите мне: bbird@mail.ru

 

Hosted by uCoz