Про свечи зажигания двигателей внутреннего сгорания написаны солидные тома. Много информации периодически появляется в уважаемых изданиях и различных СМИ. По независящим от нас причинам эти потоки информации (как показывает практика ремонтов) не всегда доходят до владельцев скутеров. По применению свечей лагерь скутеристов можно разбить четко на две группы. Одни используют дорогое чудо западных технологий, другие умудряются доставать трофейные образцы из дедушкиного сарая. Но всех их объединяет одно твердое заблуждение, что если на электродах есть искра, по резьбе изделие подходит, то можно двигаться вперед и с песнями.
Для решения заменить свечу должны быть веские причины. Все проблемы с двигателем нельзя решать лихорадочной заменой одной свечи на другую. Этому занятию можно посвятить весь остаток своей жизни, так и не увидев плодов своего труда. Нужно запомнить следующие правила, при которых исправная свеча может воспламенить рабочую смесь:
Только выполнив вышеперечисленные пункты, можно приступить к полной ревизии свечи. К сожалению, такое изделие, как свеча, не является вечным как мир, и не может передаваться от отца к сыну и т.д. Она не устанавливается из самосвала в мотоцикл и далее в газонокосилку.
У двухтактных двигателей принудительного воздушного охлаждения, которые применяются на скутерах, срок замены свечи определен производителем пробегом 8.000 км. Для сравнения - свеча четырехтактного двигателя автомобилей имеет гарантийный ресурс работы 30.000 км. Это связано с режимом работы и как следствие разными параметрами, заложенными в конструкцию свечей. Из этого ясно, что каждый конкретный двигатель требует установки только тех свечей, которые ему предписаны заводом-изготовителем. Информацию о производителе и маркировке свечи можно найти в техническом описании или сервисной книжке, прилагаемой к скутеру.
"Заводской" свечой для скутеров Yamaha Jog, Honda Dio и Suzuki Sepia является свеча NGK BR6HSA.
Как подобрать свечу, если нужной не оказалось под рукой или ее нет в продаже?
Ниже приведена таблица взаимозаменяемости свечей импортных и отечественных производителей:
Россия |
AC
Delco, США |
BERU, Германия |
BOSCH, Германия |
Champion, США |
EYQUEM, Франция |
Magneti, Италия |
NGK, Япония |
Nippon, Япония |
BRISK, Чехия |
А10Н |
45F |
14-10А |
W10AC |
L86C |
200 |
CW3N |
В4Н |
W14F-U |
N19 |
А11 |
45F |
14-9А |
W9AC |
L86C |
502 |
CW3N |
В4Н |
W14F-U |
N19 |
А11-1 |
45F |
14-9А |
W9AC |
L86C |
502 |
CW3N |
В4Н |
W14F-U |
N19 |
А11-3 |
45F |
14-9А |
W9AC |
L86C |
502 |
CW3N |
В4Н |
W14F-U |
N19 |
А11-5 |
45F |
14-9А |
W9AC |
L86C |
502 |
CW3N |
В4Н |
W14F-U |
N19 |
А11Р |
R44F |
14R-8A |
WR8AC |
RL86C |
- |
CW3NR |
BR5HS |
W14FR-U |
NR17 |
А14В |
43FS |
14-8В |
W8BC |
L92YC |
550S |
CW7N |
BP5HS |
W14FP |
N17Y |
А14В-2 |
43FS |
14-8В |
W8BC |
L92YC |
550S |
CW7N |
BP5HS |
W14FP |
N17Y |
А14ВМ |
C425FS |
14-8В |
W8BC |
L92YC |
550S |
F7NC |
BP5HS |
W14FP |
N17YC |
А14ВР |
CR425FS |
14R8B |
WR8BC |
RL87Y |
RC42S |
CW7NR |
BPR4HS |
W14FPR |
NR17YC |
А14Д |
C44XL |
14-8С |
W8CC |
N5C |
600L |
CW6L |
B5ES |
W17ES |
L17 |
А14ДВ |
43XLS |
14-8DU |
W8DC |
N11YC |
600LS |
CW6LP |
BP5ES |
W16EX |
L17Y |
А14ДВР |
CR425XLS |
14R-8DU |
WR8DC |
RN11YC |
RC32LS |
CW6LPR |
BPR5ES |
W16EXR-U |
LR17YC |
А14ДВРМ |
CR425XLS |
14R-8DU |
WR8DC |
RN11YC |
RC32LS |
F6LCR |
BPR5ES |
W16EXR-U |
LR17YC |
А17В |
42FS |
14-7BU |
W7BC |
L87YC |
600S |
CW6NP |
BP6HS |
W16FP |
N15Y |
А17ВМ |
42FS |
14-7BU |
W7BC |
L87YC |
C42S |
F6NC |
BP6HS |
W16FP |
N15Y |
А17ВРМ |
42FS |
14R-7BU |
WR7BC |
RL87YC |
RC42S |
F6NCR |
BPR6HS |
W16FPR |
NR15Y |
А17Д |
42XLS |
14-7DU |
W7DC |
N9YC |
750LS |
CW7L |
BP6ES |
W20EP |
L15Y |
А17ДВ |
42XLS |
14-7DU |
W7DC |
N9YC |
750LS |
CW7LP |
BP6ES |
W20EP |
L15Y |
А17ДВ-1 |
42XLS |
14-7DU |
W7DC |
N9YC |
750LS |
CW7LP |
BP6ES |
W20EP |
L15Y |
А17ДВ-10 |
42XLS |
14-7DU |
W7DC |
N9YC |
750LS |
CW7LP |
BP6ES |
W20EP |
L15Y |
А17ДВW |
- |
- |
- |
N9DMC |
- |
- |
ВР6ЕК |
W20ET |
- |
А17ДВМ |
CR42XLS |
14-7DU |
W7DC |
N9YC |
C52LS |
F7LC |
BP6ES |
W20EP |
L15YC |
А17ДВР |
CR42XLS |
14R-7DU |
WR7DC |
RN9YC |
RC52LS |
CW7LPR |
BPR6ES |
W20EPR |
LR15YC |
А17ДВРМ |
CR42XLS |
14R-7DU |
WR7DC |
RN9YC |
RC52LS |
F7LCR |
BPR6ES |
W20EPR |
LR15YC |
АМ17В |
CS42S |
14S-7F |
WS7F |
CJ7Y |
700CTS |
AW5C |
ВРМ6А |
W20MP-U |
P17Y |
А20Д |
C41XL |
14-6CU |
W7CC |
N3C |
75LB |
CW7L |
B7ES |
W20ES |
L14 |
А20Д-1 |
C41XL |
14-6CU |
W7CC |
N3C |
75LB |
CW7L |
B7ES |
W20ES |
L14 |
А23 |
41F |
14-5AU |
W5AC |
L82C |
755 |
CW8N |
B7H |
W22FS |
N14 |
А23-2 |
41F |
14-5AU |
W5AC |
L82C |
755 |
CW8N |
B7H |
W22FS |
N14 |
А23В |
41FS |
14-5BU |
W5BC |
L82C |
755S |
CW8NP |
BP7HS |
W20FPR-L |
N12Y |
А23ДМ |
41XLS |
14-5CU |
W5CC |
N6C |
C72LS |
FLC9L |
BP7ES |
W22EK-S11 |
L12YC |
А23ДРМ |
C42N |
14-5C |
W5CC |
N3C |
C72LS |
FLC9LR |
B7ES |
W22ES |
L14C |
А23ДВР |
41XLS |
14R-5DU |
WR5DC |
RN6YC |
RC72LS |
F9LCR |
BPR7ES |
W22EKR-S11 |
LR12YC |
А23ДВМ |
41XLS |
14-5DU |
W5DC |
N6YC |
C72LS |
F9LC |
BP7ES |
W22EK-S11 |
L12YC |
А23ДВРМ |
41XLS |
14R-5DU |
WR5DC |
RN6YC |
RC72LS |
F9LCR |
BPR7ES |
W22EKR-S11 |
LR12YC |
А26ДВ-1 |
- |
- |
- |
N6DMC |
- |
- |
BP7EKN |
W24ET-S |
- |
М8-1 |
C88 |
18-10A |
V8A |
K17, D16 |
K200M |
CM3N |
A-6 |
L14-U |
M18 |
Данный ряд свечей полностью взаимозаменяем между собой и может смело использоваться как оригинал. Как правило, у уважающихся себя продавцов есть полная таблица и выбор свечей, Вам достаточно назвать фирму-производителя и маркировку. Не следует искать и приобретать свечи на развалах различных "колхозных" рынков. В лучшем случае Вы нарветесь на подделку под фирму. Любая "законная" свеча, даже отечественных производителей, будет надежно работать и стоить недорого.
Свечи характеризуются и отличаются несколькими основными параметрами:
1.Диаметром, длинной и шагом резьбы, размером
шестигранника для завинчивания и отвинчивания.
2. Калильным числом, т.е. способностью свечи нагреваться до определенной
температуры при различных тепловых нагрузках двигателя. Свечи с большим
калильным числом называю горячими, с малым - холодными.
3. Величиной искрового зазора. Зазор между контактами может быть разный для
каждой марки свечи и для каждой модели двигателя, но
обычно составляет от 0,5 до 1 мм.
Более подробно о калильном числе:
По тепловым качествам свечи делятся на "горячие" - для двигателей с невысокой температурной нагрузкой (обычно низкооборотистые двигателя) и " холодные" - для работы с высокой рабочей температурой и степенью сжатия двигателя (более высокооборотистые двигателя и с воздушным охлаждением). Калильное число равно среднему индикаторному давлению, при котором начинается калильное зажигание. Чем больше это число, тем свеча более устойчива к высоким температурам, следовательно, более "холодная". Калильное число свечи определяется на специальной установке по возникновению калильного зажигания. Калильное зажигание, это неуправляемый процесс поджога горючей смеси от раскаленных рабочих частей свечи.
При температуре свечи 500°С и выше нагар, представляющий собой углеродистые вещества, образовавшиеся в результате сгорания масла и топлива в камере сгорания двигателя, сгорает. Происходит самоочищение свечи. Нагар в основном состоит из кокса, золы и масла. Вследствие плохой теплопроводности свечи с нагаром перегреваются, что в свою очередь вызывает перебои в работе системы зажигания.
Когда температура свечи менее 500°С, происходит усиленное нагарообразование на тепловом конусе изолятора и свеча начинает работать с перебоями, так как через нагар происходит утечка тока высокого напряжения. Чтобы обеспечить бесперебойную работу свечи, нижняя часть теплового конуса изолятора должна иметь температуру в пределах 500 - 600°С.
При слишком высокой температуре изолятора и
центрального электрода (более 800°С) возникает калильное зажигание, когда
рабочая смесь воспламеняется от соприкосновения с раскаленным конусом изолятора
и центрального электрода до появления искры между электродами свечи. В
результате происходит слишком раннее воспламенение рабочей смеси.
Техническое обслуживание свечей:
Так как свеча скутера работает в тяжелых условиях, ее нужно периодически обслуживать.
Несмотря на отведенный срок службы 8000 км, следует периодически (невзирая на хорошую работу) раз в 1000-2000 км выкручивать свечу для внешнего осмотра состояния электродов и проверки зазора, который обычно составляет 0,6-0,7 мм.
Из мглы веков пришло к нам поверье, которое передается из поколения в поколение, суть которого состоит в том, что электроды свечи якобы следует очищать на открытом пламени: плиты, костра, паяльной лампы, заворачивая свечу в тряпку с бензином и потом поджигая и т.д. Мы должны предостеречь наших читателей и сказать прямо: как правило, шаманские пляски и заклинания вокруг костров имеют плачевный исход. Во-первых, свеча выходит из строя и Вы со спокойной совестью завещаете ее потомкам, которые, может быть, ее реанимируют передовыми технологиями. Второй случай будет иметь более тяжелые последствия - свеча вследствие перегрева получает скрытый дефект, то работает, то нет, без видимых причин. Современный скутерист (не имеющий предрассудков) для чистки электродов применит специальную щетку по металлу и правильно сделает. Щетка доступна по цене и проста в обращении, а главное - легко снимает нагар, не повреждая защитное покрытие электродов.
Всегда возите с собой в запасе 1-2 запасных,
заведомо исправных свечей и свечной ключ. Они довольно часто могут давать
перебои в пути и будет неприятно тащить скутер в руках! При завинчивании новой свечи, ее резьбу можно
немного натереть графитовым карандашом. Это позволит без труда вывернуть ее при
следующем ТО.
По состоянию ее электродов можно определить качество горючей смеси, установку угла опережения зажигания, правильность выбора марки свечи.На рисунках ниже показаны состояния свечей и "болезни" приведшие к этому:
Рис 1. Светло-коричневый нагар. Нормальная работа свечи. |
Рис 2. Бархатистый нагар черного цвета. |
Рис 3. Черный масляный нагар |
Рис 4. Толстый слой рыхлых отложений |
Рис 5. Отложения красного цвета |
Рис 6. Оплавление центрального электрода |
С помощью таблицы ниже, Вы сможете определить правильность выбора свечи, качество топлива и т.д., найти неисправность:
Состояние свечи, номер рисунка | Причина | Сопутствующие признаки | Способы устранения неисправности |
Рис 1. Светло-коричневый нагар. | Двигатель работает нормально. Правильно подобранная по характеристикам, хорошо работающая свеча. Нормально настроенный карбюратор и зажигание. Качественное масло и топливо. |
Расход топлива и масла в норме. |
По мере надобности чистить свечу и контролировать зазор. |
Рис 2. Бархатистый нагар черного цвета. | Переобогащенная смесь. Неправильная регулировка карбюратора. Неисправность автоматической термозаслонки. | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Возможно, трудности с пуском на горячую. | Отрегулировать карбюратор. Отремонтировать автоматическую термозаслонку. |
Низкая компрессия из-за износа цилиндро-поршневой группы (в 4-х тактных моделях еще и негерметичность клапанов). | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах. Трудности с пуском на холодную и на горячую. | В данной ситуации поможет только разборка двигателя и ремонт цилиндро-поршневой группы. Если неплотность клапанов - требуется их притирка или замена. | |
Загрязнен воздушный фильтр. | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. При сильном загрязнении - неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском на горячую. | Заменить или промыть воздушный фильтр. | |
Неправильная установка зазора, неисправность свечи. | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском. | Отрегулировать зазор или сменить свечу на новую. | |
Калильное число свечи больше необходимого для данного двигателя. | Повышенный расход топлива. Падение мощности двигателя. Неустойчивая работа на холостых оборотах, трудности с пуском. | Заменить свечу на новую с правильным калильным числом. | |
Рис 3. Черный масляный нагар. | Повышенная подача масла маслонасосом или его неисправность (для 2-х тактных двигателей) | Повышенный расход масла, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, затруднен пуск. Забрызгивание свечи до полной остановки двигателя. | Отрегулировать или отремонтировать маслонасос |
Попадание масла в камеру сгорания (для 4-х тактных двигателей) | Заменить маслосъемные колпачки клапанов или кольца поршней. | ||
Рис 4. Толстый слой рыхлых отложений. | Низкое качество бензина или масла. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Сменить используемое масло или топливо. |
Рис 5. Отложения красного цвета. | Превышение допустимых норм концентрации металлосодержащих присадок в бензине. | Возможны перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Сменить используемое топливо. |
Рис 6. Оплавление центрального электрода. | Калильное число свечи меньше необходимого для данного двигателя. | Перебои в работе двигателя, затруднен пуск. | Заменить свечу на новую с правильным калильным числом. |
Низкооктановое топливо. | Снижение мощности двигателя, детонация. | Заменить топливо. | |
Неисправность системы охлаждения. | Перегрев двигателя. | Срочно проверить и исправить систему охлаждения. |
13-10-2003 © Владимир В. Федоров, Санкт-Петербург.
Есть комментарии? Пишите мне: bbird@mail.ru